Колонна, в архитектуре

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Колонна, в архитектуре". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Колонна, в архитектуре

Колонна, в архитектуре - (греч. κιων, στύλος, лат. columna, франц. colonne, нем. S ä ule) — один из важнейших конструктивных элементов в архитектуре, употребляемый преимущественно в значении посредствующего звена между основанием сооружения и его верхними частями. Это — деревянный, каменный или металлический столб, вообще цилиндрической формы, поставленный вертикально и, по большей части, поддерживающий либо горизонтальный антаблемент, либо пяту арки. Колонна состоит из трех частей: базы, фуста (стержня) и капители, или же, по крайней мере — из двух последних. Происхождение Колонна относится к тем, недоступным для истории временам, когда люди, еще не вышедшие из состояния дикости, только что начали строить себе жилища. Ствол срубленного дерева, помещенный для поддержки кровли, сделанной из древесных ветвей, дерна или соломы, был первым фустом Колонна; каменная плита или деревянная доска, подложенные под нижний конец этого ствола для того, чтобы он не углублялся в землю, были первыми базами Колонна; такая плита, доска или же кусок древесной коры, положенные на верхний конец столба, — первыми капителями. Из столь простых элементов, с развитием человеческой культуры, постепенно выработались многочисленные формы Колонна, различные у разных народов. Они приобрели уже значительное изящество у египтян за 2400—1600 лет до Рождества Христова и получили определенную своеобразность у древних персов. Но нигде не достигли они такого совершенства, как у древних греков. В зодчестве последних, Колонна, приняв троякий тип, сделалась главным элементом, подчинявшим себе характер или так называемый стиль всего здания (дорический, ионический и коринфский). От греков типы Колонна перешли к римлянам, которые, не изменив в них ничего существенного, придали им лишь некоторую напыщенность и прибавили к ним еще два типа — тосканский и композит. Описание всех этих типов читатель найдет в статьях, посвященных в настоящем Словаре древнегреческому и римскому искусствам; точно также он может познакомиться с Колонна египетской, персидской, романской и готической архитектур при помощи других, соответственных статей, а о Колонна эпохи Возрождения, употребляемых поныне, получить сведения из ст. Архитектура. Считаем, однако, не излишним заметить, что в классической древности Колонна никогда не играла роли подпоры фиктивно, но всегда служила подпорой действительной: ни греки, ни римляне, до наступления упадка искусства, не употребляли Колонна — как это стало делаться в новейшие времена — единственно для декоративных целей, не поручая ей поддерживать ту или другую тяжесть, но смотрели на нее как на существенную, необходимую часть сооружения, которое неминуемо рухнуло бы, если бы подпора была удалена из него. Достойно также внимания, что греческая архитектура не злоупотребляла соединением Колонна в сближенные пары или в слитные группы, отлично понимая, что красоту Колонна придает преимущественно некоторое удаление ее от других Колонна или от стен, позволяющее видеть ее формы во всей их грациозности и со многих точек зрения. Независимо от пользования Колонна в архитектуре храмов и др. зданий, римляне применяли форму отдельно стоящей Колонна к монументам в честь людей, ознаменовавших себя воинскими подвигами, а также к некоторым незначительным сооружениям, каковы, например, термины на границах земель, указатели дорог, позорные столбы, к которым привязывались и преступники, и провинившиеся рабы и т. п. Из этих применений следует указать на два, как на самые важные: 1) ростральная Колонна (columna rostrata) — водруженная на более или менее высоком, скульптурно орнаментированном пьедестале и увенчанная ионической или другой какой-либо капителью Колонна, из фуста которой, на различной высоте, выступают носы кораблей (rostra). Такие Колонна воздвигались в честь лиц, одержавших важные морские победы, какова была, например Колонна Кл. Дуилия, разбившего карфагенский флот в 261 г. до Рождества Христова По образцу древних ростральных Колонна выстроены две маячные башни в СПб., против здания Биржи; 2) триумфальная Колонна (С. triumphalis) сооружалась в награду полководцу за выигранные им сражения, названия и даты которых обыкновенно начертались на пьедестале или на фусте Колонна К таким монументам должны быть причислены высокие круглые башни, сложенные в виде Колонна из камня, снабженные четырехугольной и оканчивающиеся вверху, над капителью, платформой, на которой возвышается статуя триумфатора, поставленная на цилиндрическом пьедестале со скругленным верхом; внутри башни обыкновенно устроена витая лестница, ведущая на платформу, а цилиндрическая поверхность башни одета бронзовым барельефом, обвивающим ее снизу доверху в виде спирали и изображающим главные эпизоды войны. Подобных памятников, которым присвоено было название С. cochlis, уцелело от древности до наших дней только три: Колонна Траяна и Колонна Марка-Аврелия, в Риме, и Колонна Диоклетиана, в Александрии. Траянова Колонна послужила Наполеону I в 1806—10 гг., образцом при сооружении Вандомской Колонна в Париже. Среди монументов, воздвигнутых в новейшее время, к разряду триумфальных Колонна могут быть, кроме Вандомской Колонна, отнесены: так называемая Июльская Колонна, в Париже, Победный памятник, в Берлине, Нельсоновский памятник, в Лондоне, и Александровская Колонна (см.), в СПб.

Смотрии так же...