Клеенка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Клеенка". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Клеенка

Клеенка - — Бумажная, джутовая или льняная ткань, пропитанная насквозь или покрытая только с поверхности особым масляным или масляно-смоляным лаком, называется Клеенка (такого же рода шелковые изделия носят название тафты) [В настоящей статье рассматриваются: 1) общие свойства материалов, употребляемых в клееночном производстве и технические условия, которым должны удовлетворять означенные материалы. 2) Состав и краткое описание способов приготовления клееночных лаков и мастик. 3) Нанесение этих составов на ткань и отделка готового товара.]. Для производства Клеенка употребляются самые разнообразные сорта тканей: для высших сортов Клеенка, например обойной, мебельной, салфеточной и т. п., берется преимущественно плотная бумажная ткань, изготовленная из рыхлой и ровной пряжи — разного рода тяжелые полотна и очень часто бумазея; так называемая оберточная клеенка готовится из более редкой и грубой ткани, простого джутового или льняного полотна, пенькового рядна и т. п. Важное условие для получения хорошей Клеенка — полное отсутствие в нитях ткани узелков, костры, остатков семенных коробочек и одинаковая толщина нитей, так как все неровности поверхности ткани при нанесении лакового слоя еще более выступают, что не только портит внешний вид изделия, но и делает его менее прочным в употреблении. Достоинство Клеенка определяется главнейше следующими качествами: прочностью закрепления лакового слоя на поверхности ткани, гибкостью (эластичностью) и некоторой тягучестью этого слоя. Эти качества, особенно важные в обойном, салфеточном и т. п. товаре, достигаются соответственным подбором материалов и способом нанесения лакового слоя. Ткань, служащая для приготовления хорошего сорта односторонней Клеенка, должна быть настолько толста, чтобы наносимая на нее масса не пропитывала ее насквозь, а проникала бы лишь на известную глубину, отчего по высушивании между волокном и клееночной массой появится достаточно прочное сцепление. Поэтому для тканей, приготовленных из туго скрученной пряжи, требуется лак более жидкой консистенции, чем при обработке рыхлого и легкого товара, волокна которого легко пропитываются. Требования, предъявляемые к свойствам клееночного лака, выделяют производство его в особую отрасль лаковаренного дела, и обыкновенно хорошие клееночные фабрики совмещают производство Клеенка с собственным лаковаренным производством. Существенная задача производства клееночной мастики состоит в приготовлении такого состава, который, по застывании и долговременном употреблении, обладал бы в достаточной мере эластичностью, не будучи в то же время клейким, и выносил бы изгибание, не отскакивая от товара и не трескаясь. Свойствами этими в сильной степени обладают, как известно, каучук и некоторые др. смолы (копал и янтарь, но, по дороговизне этих материалов, употребление их возможно лишь в производстве высших сортов Клеенка). Обыкновенный же дешевый товар производится из менее дорогих материалов, искусным комбинированием которых возможно достичь хороших результатов, не прибегая к помощи названных смол или ограничиваясь лишь небольшой примесью их. Главным материалом, так сказать, основой клееночной мастики, служат различные высыхающие масла, преимущественно льняное. Способность льняного масла затвердевать на воздухе увеличивается, если его подвергнуть варке, т. е. продолжительному нагреванию до температуры начала разложения. Работа эта, сопряженная с большими техническими трудностями, производится в особых закрытых котлах с мешалками и отводными трубками (для удаления газообразных продуктов), нагреваемых голым огнем снизу. Решетка, на которой разводится огонь, устраивается подвижная, на котлах, для предупреждения перегрева, сопровождающегося сильным вспениванием масла. Конец операции определяется различными признаками и пробами на застывание и тягучесть, усиливающуюся по мере нагревания. На клееночных заводах обыкновенно заготовляют сразу большие количества вареного масла, чтобы иметь в запасе продукт однородного качества. Масло, при долгом стоянии на воздухе, покрывается затвердевшей с поверхности пленкой, во избежание чего его сохраняют под водой. Само по себе вареное масло уже представляет материал, годный для нанесения на ткань и обращения его в клеенку, но по причине медленности высыхания и излишней мягкости образуемого им слоя, оно в чистом виде, как самостоятельный лак, не употребляется. Будучи вторично сварено в смеси с некоторыми металлическими окислами (так называемые сиккативы), масло дает особые мылообразные продукты, быстро затвердевающие в тонких слоях на воздухе. Это есть олифа. Быстрота затвердевания и проч. важные для клееночного производства свойства этих лаков находятся в зависимости от относительного количества и породы минерального окисла, а также и от самого способа варки с сиккативом. Наиболее распространенным в производстве клееночных лаков сиккативом до последнего времени был свинцовый, готовящийся присадкой к вареному маслу в известной пропорции (2—3%) глета или сурика. Важный недостаток этого сиккатива — присущая свинцу способность темнеть при известных условиях, а также малая эластичность его, заставляют отдавать предпочтение другим металлическим окислам, как, например, окиси цинка, марганца (в виде перекиси и других соединений). Наилучший для клееночного дела сиккатив получается из смеси борнокислой закиси марганца с 10—15% окиси цинка. Количество борнокислого марганца, нужное для образования сиккатива, весьма незначительно: на 1000 весовых частей вареного масла достаточно 2—3 части марганцовой соли. При варке сиккативов должны быть принимаемы все те же предосторожности против перегрева, вспенивания и воспламенения массы, как и при варке сырого масла. Отвешенные количества тонко измолотых окислов присаживаются или прямо к кипящему маслу, или сперва замешиваются в отдельных котелках с небольшим количеством масла, а затем уже вливаются в большой котел, где производится варка. И в том, и в другом случае вещества эти должны быть предварительно тщательно высушены легким прокаливанием и всыпаются в нагретое масло в горячем виде. Некоторые окислы требуют для полного растворения в масле довольно продолжительного нагревания и непрерывного размешивания; так, например, варка свинцового сиккатива продолжается часа 3—4. Не растворившаяся часть окисла отделяется процеживанием горячего продукта через сукно или посредством продолжительного отстаивания. Удачно приготовленный описанным образом лак, по засыхании, достаточно эластичен и не ломок; свойства эти с течением времени, однако, изменяются, эластичность теряется и долго лежалые Клеенка, приготовленные на таком лаке, более хрупки, чем свежие. Существует и холодный способ приготовления свинцового сиккатива, состоящий в продолжительном перемешивании вареного масла со свинцовым сахаром. Получаемый таким образом сиккатив чересчур жидок и в обыкновенном клееночном производстве малоприменим. Как было уже сказано, самые лучшие клееночные мастики готовятся из копала, янтаря [Янтарь, идущий в лаковаренное дело, употребляется самого низкого сорта или покупается в виде опилок и стружек (Rasura Succini) из мастерских янтарных изделий.] и каучука. Лучшие сорта копала (самые твердые) и янтарь трудно растворяются в обыкновенных растворителях и плавятся с разложением при очень высокой температуре. В расплавленном же виде эти смолы довольно хорошо растворяются в горячем льняном масле и олифе. Плавление смол и смешивание их с маслом производится по известным общим для лаковаренного производства приемам. К готовому масляно-смоляному раствору по охлаждении его до температуры 60—70° прибавляют некоторое количество очищенного скипидара — для придания густой лаковой массе более жидкой консистенции, после чего мастика готова. Пропорции материалов, входящих в состав хорошей смоляной мастики, примерно такая: копала или янтаря — 30 частей; льняного масла — 100 частей; глёта — 2,5 части; скипидара — 50—80 частей. Содержание скипидара определяется всегда предварительным опытом и зависит от желаемой консистенции лака. Хорошие сорта копала выносят большие количества скипидара без чрезмерного разжижения массы. Слишком разжиженный лак нагревают вторично, чтобы улетучить избыток скипидара и довести его до требуемой густоты. Смоляные мастики употребляются для производства Клеенка с сильно блестящей лаковой поверхностью и чаще всего служат для нанесения последнего тонкого слоя — окончательного лакирования. Кроме копала и янтаря в производстве клееночных мастик и лаков употребляются и разные другие смолы — гарциус, шеллак и т. п., употребляется также каменноугольная смола; для растворения их, кроме масляных препаратов и скипидара, употребляются винный спирт, нефтяной эфир, бензин и каменноугольный бензол. Все эти сорта лаков употребляются при изготовлении наиболее простых сортов товара и в тех случаях, когда от него гибкости и особенной прочности не требуется. При производстве высоких сортов Клеенка употребляется каучуковая мастика, представляющая смесь, в той или иной пропорции, вареного льняного масла, олифы или смоляного лака с разведенным в смеси сернистого углерода и спирта сырым каучуком. Примесь каучука придает мастике чрезвычайную эластичность, и Клеенка, изготовленная на такой мастике, отличается наиболее высокими качествами. К сожалению, большая стоимость каучука и его обработки сильно удорожает производство, так что применение его в клееночном деле пока еще очень ограничено. Все эти разных составов мастики обыкновенно в чистом виде не употребляются для производства Клеенка: перед нанесением на ткань к ним подмешивают еще различные твердые вещества. Это делается с целью, с одной стороны, более экономным образом нанести на ткань толстый слой мастики, так как при помощи одного лака или олифы потребовалось бы значительно больше жидкого материала, с другой — подмеси служат для придания лаку какой-либо определенной окраски. В качестве простых отяжеляющих и сгущающих веществ служат различные дешевые сыпучие тела — тонко измолотый или отмученный мел, известные сорта глины, дешевые цинковые белила и т. п. Выбор этих материалов обуславливается, между прочим, сортом изготовляемой Клеенка: для тяжелых сортов, например, употребляются вещества с большим удельным весом, как цинковые белила, для легких — мел.

Смотрии так же...