Катки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Катки". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Катки

Катки - — 1) Шоссейными катками производится искусственное уплотнение щебеночной коры шоссе; они бывают деревянные, чугунные и каменные. Практика выработала определенные размеры Катки, употребляемых для укатывания шоссейных дорог, а именно для конных катков — ширина 0,8-1,5 м, диаметр 0,86-1,6 м, вес до 8 тонн (по 60 пд.), с догрузкою до 2 т. Почти исключительно применяются чугунные Катки, а в редких случаях гранитные. По роду движущей силы Катки разделяются на конные и паровые. Конный Катки самого простого устройства состоит из чугунного цилиндра, ось которого укреплена в деревянной раме, и к этой последней уже запрягается лошадь. По причине малого веса такие Катки, однако, употребляются преимущественно лишь для укатки дорожек в парках и пр. На шоссейных же путях необходимо для успешной укатки употреблять катки более тяжеловесные. К таким принадлежит Катки Шатенмана (фиг. 1). Он состоит из чугунного цилиндра, ось которого обхвачена подушкой, поддерживающей раму. На этой раме установлен деревянный ящик, который может быть загружен камнем или песком. На раме подвешены с обеих сторон цилиндра небольшие колеса, не достигающие земли. В случае укатывания шоссе на значительном подъеме, эти колеса удерживают Катки в равновесии. Катки подобного устройства употребляются для ремонта щебеночной одежды на некоторых линиях русских шоссе. Некоторые улучшения описанного типа представляет Катки, изображенный на фиг. 2. Цилиндр его для большей прочности соединен с осью посредством шести спиц. Деревянная рама и ящик заменены в этом Катки железными частями. Для уменьшения скорости и остановки катков устроен тормоз; приспособления для прикрепления дышла и запряжки лошадей устроены с обеих сторон Катки Французские Катки (системы Буильяни) отличаются от Катки описанного типа и др. тем, что для помещения нагрузки в них устроены два ящика, расположенные с обеих сторон цилиндра; вследствие понижения центра тяжести Катки эти менее валки. К раме прикреплены два дышла, дающие возможность производить укатку в одну и другую сторону без поворачивания Катки В Германии распространено употребление Катки, нагружаемых водою (фиг. 3). Катки эти удобны тем, что водою из Катки можно одновременно пользоваться для поливки укатываемой поверхности. Встречаются также Катки смешанного типа, в которых увеличение веса достигается двумя способами — наполнением цилиндра водою и насыпанием в ящики щебня. Укатка щебеночного слоя шоссе конными катками требует значительных расходов и производится очень медленно. Маневры, необходимые для перемены движения Катки, стесняют проезд по шоссе. Кроме того, лошади, передвигающие Катки, копытами своими упираются с значительною силою в щебеночный слой и снова расстраивают только что укатанную одежду шоссе. Эти неудобства заставляют заменять конные Катки паровыми. Систем этих Катки довольно много. На фиг. 4 представлен паровой Катки системы Фоулера, немецкой конструкции (магдебургского завода), совершенно сходный по устройству с паровыми Катки системы Авелинга и Портера, употребляемыми с успехом у нас, в Варшавском округе путей сообщения, для укатки щебеночного слоя при ремонте казенных шоссе, расположенных в окрестностях и вблизи Варшавы. Катки этот состоит из двух пар чугунных цилиндров, поддерживающих паровую машину. Передние цилиндры сближены, а задние расставлены, так что расстояние между ними немногим меньше общей ширины передних цилиндров. Паровая машина приводит в движение задние цилиндры, а передние могут поворачиваться в стороны и дают возможность направлять Катки на поворотах. Употребление таких Катки удешевило укатку щебеночной одежды на прилегающих к Варшаве шоссе почти на 30%. Трехколесные паровые Катки обладают тем недостатком, что довольно узкие заднее цилиндры под тяжестью Катки раздвигают в стороны часть рыхлого щебня. В новейших паровых Катки, систем Манка, на задней оси помещается только один широкий цилиндр, исполняющий собственно работу укатки; на передней же оси помещен малый цилиндр, направляющий движение Катки Эти Катки стоят дорого, требуют частых исправлений, и при них приходится содержать машиниста. Дармштадский профессор Зонне на основании произведенных опытов дает следующие цифры сопротивления парового Катки системы Авелинга и Портера, весом 15 тонн, при движении по полотну шоссе:

Смотрии так же...