|
Иллюстрация к статье на тему "Запарные ситцы". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Запарные ситцы - — Приготовление Запарные ситцы ситцев представляет теперь основной прием ситцепечатного дела и практикуется на ситцепечатных фабриках в очень широких размерах. Большая часть белоземельных ситцев, т. е. ситцев, в которых разноколерная узорчатая расцветка воспроизведена по белому, незакрашенному фону, приготовляется именно таким путем. В отличие от заварных (см. Заварные ситцы) Запарные ситцы ситцы получаются при набивке на ткань красок, в состав которых, кроме протравы и загустки, входит также и пигмент, причем образование цветных лаков и прочное их закрепление на волокно обусловливается исключительно операцией запаривания. Перед печатью вполне отбеленная ткань подвергается обыкновенно механической и химической обработке. Первая состоит в стрижке ткани на стригальных машинах и очистке от оставшегося пуха на пухоочистительных машинах; вторая — в пропитывании ткани растворами или ализаринового масла, или оловянно-натровой соли (назыв. в практике станнатом соды). Эта предварительная химическая подготовка, как показала практика, оказывает очень благоприятное влияние на красоту оттенка получающегося цвета; последний всегда значительно ярче на ткани подготовленной маслом. Для некоторых красок прежде практиковалась мерсеризация (см. Волокна растений) ткани; такого рода подготовка состояла в том, что ткань пропускалась через крепкий раствор едкого натра не менее 20-25° Б., затем промывалась водой и слабой соляной или серной кислотой. Мерсеризированная ткань легче фиксировала краски, но так как в связи с таким улучшением способности к окрашиванию наблюдалось и сужение ткани, доходящее до 10-15%, то этот прием предварительной подготовки и не вошел в большую практику. При расцветке черным анилином практикуется иногда предварительное пропитывание ткани раствором ванадиевой соли. Однако не во все Запарные ситцы краски входит непременно единовременно с пигментом и протрава; пар дает возможность закреплять на ткани также так называемые субстантивные или моногенетические пигменты, представляющие вещества, окрашенные сами по себе. Примером их может служить из минеральных красок ультрамарин, вер-гинье и др., из органических — азокраски. Для закрепления этих пигментов на волокно прибегают к посредству альбумина, который при запаривании свертывается, прочно оседает на волокно и таким образом закрепляет краску. Чаще других таким путем закрепляются на ткани синий и фиолетовый ультрамарины, вер-гинье и хром-оранж. В состав такой Запарные ситцы краски, кроме пигмента, входит альбуминная загустка (75 частей сухого альбумина в 100 частях воды), глицерин и деревянное масло. Иногда ввиду ценности альбумина часть альбуминной загустки (не более 1/3) заменяется более дешевой трагантовой загусткой. Для красок светлых оттенков существенно важно употреблять по возможности бесцветный, более дорогой, яичный альбумин; для красок темных оттенков употребляется более дешевый кровяной альбумин. Прочность этих альбуминных красок по отношению к мылу не велика; кипящий раствор мыла значительно уменьшает интенсивность цвета. Запарка большею частью дается в течение ½—¾ часа без давления.
|