|
Иллюстрация к статье на тему "Гармония красок". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Гармония красок - — Под этим разумеют сочетание цветных поверхностей, производящее приятное впечатление, заимствуя его обозначение из языка звуковых впечатлений, который, со своей стороны, нередко пользуется словами языка зрительных ощущений. Те и другие ощущения возбуждаются действием волн на наши нервы (см. Волны звуковые и оптические); но с гармоническим сочетанием музыкальных звуков соединены определенные числовые отношения между длинами волн или между числами колебаний, производящих волны, а в гармонии красок только в некоторых случаях можно найти подобные численные отношения, и объяснение их, как механическое, так и физиологическое, не покоится на твердых основаниях. В этой статье рассмотрены различные объяснения гармонии красок, пополненные указаниями на другие статьи. Здесь рассматриваются исключительно лишь те сочетания, которые могут относиться к орнаментике, украшению тканей и т. п., где речь идет лишь о красоте поверхности, но не к колориту (см.) художественных произведений, где гармония, здесь рассматриваемая, хотя тоже имеет место, но цельное впечатление — высшего порядка, чем простое гармоническое. Три способа составления красочных комбинаций суть: 1) система взаимно дополнительных цветов; 2) система цветов, близких к дополнительным; 3) система цветов, подобная музыкальной. Но к какой бы системе ни относились сочетания цветов рисунка тканей или орнаментов (и в картинах), всегда впечатления от них изменяются от взаимного влияния двух касающихся цветных поверхностей, известного под названием цветового контраста (см. это слово), сущность которого состоит в том, что к физиологическому впечатлению от какого-либо цвета примешивается еще впечатление цвета дополнительного к цвету соседней поверхности (см. Взаимно дополнительные цвета). Если одна поверхность зелено-желтая, а прилегающая к ней — голубая, то к первой присоединяется оранжевый тон, а ко второй — фиолетовый. Если на зеленом поле есть фигура серого цвета, то на нее наносятся пурпурный оттенок, т. е. цвет дополнительный к зеленому. В результате — всякий цвет не есть нечто неизменное и самостоятельное, каков музыкальный тон, но более или менее зависит от соседних влияний, обнаруживающихся тем сильнее, чем бледнее (до известной степени) граничащие друг с другом цветные поверхности. Цветовые контрасты могут в одних случаях разрушить гармонию красок, а в других сгладить или уничтожить дисгармонию. Выводя в дальнейшем заключения о гармонии цветов физически чистых и нормальных (спектральных), можем с некоторыми изменениями прилагать выводы к красочным цветам, с которыми только в действительности художник и техник обращаются.
|