Внешние портовые сооружения

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Иллюстрация к статье на тему "Внешние портовые сооружения". Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

Внешние портовые сооружения

Внешние портовые сооружения - имеют назначением прикрывать от действия ветра и волнения избранную для стоянки судов прибрежную часть моря или ограждать вход во внутренние портовые бассейны. Это самые существенные и дорогие части портовых построек. Они называются дамбами или молами, если примыкают одним концом к берегу; в противном случае — носят название волноломов или брекватеров. Некоторые английские и французские писатели называют брекватерами (brekwater, brise-lames) иногда и молы. Первоначально внешние портовые сооружения строились из неправильной наброски естественного камня. Таким образом построены знаменитые брекватеры: шербурский во Франции в 1783-1853 гг., стоивший 67 млн. фр., и плимутский в Англии, в 1811-1848 г., стоивший 1 1/2 млн. фунт. стерл. Так как, однако, рваный камень получается большею частью мелкий, а камни известной величины при определенной силе волнения не могут в наброске сохранять раз данное им положение, особенно при крутом откосе, то защитным сооружениям, возведенным из естественного рваного камня, приходилось давать весьма пологие откосы, через что получалась огромная профиль, требовавшая огромного количества материала. Но и при такой профили естественные камни наброски должны быть прикрыты до известной глубины, т. е. в пределах полосы волнения (10-15-20 фут.), огромными каменными глыбами, могущими устоять против ударов волн. В противном случае мелкие камни наброски беспрестанно движутся и даже перебрасываются волнением с наружной, морской, стороны на внутреннюю, вследствие чего такое сооружение постепенно перемещается все ближе к берегу. Когда это явление было замечено на шербурском волноломе, то по мысли инженера Фука Дюпарка с 1832 по 1853 год была возведена по всей длине этого волнолома (1740 сажен) массивная каменная бутовая стена, начиная с горизонта самых низких вод высотою 25 фут., толщиною внизу 35 1/2 фут. и вверху 29 фут. На ней со стороны моря еще устроен парапет высотою 5 1/4 фут. и толщиною 8 фут. Постройка стен придала наброске волнолома нужную устойчивость. То же самое явление передвигания каменной наброски замечено было и в плимутском брекватере. Хотя здесь верхняя часть сооружения, осушавшаяся при отливе, и была вымощена правильною каменною кладкою, при бурях волны взбрасывали наверх и даже перекидывали на внутреннюю сторону камни подводной части, так что пришлось по всей длине протянуть железную цепь, перед которой во время каждой бури камни эти нагромождаются и затем по успокоении волнения кладутся на место.

Смотрии так же...